ПИСЬМО Минобразования РФ от 18.06.2003 n 28-02-484/16 <О НАПРАВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ> (вместе с ТРЕБОВАНИЯМИ..., утв. Минобразованием РФ 03.06.2003)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16
Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Утверждены
на заседании
Научно-методического
совета по дополнительному
образованию детей
Минобразования России
3 июня 2003 год
ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);
- современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы
Принято на заседании Приложение №
педагогического совета к приказу заведующего МКДОУ
Протокол № 2 от 04.12.2014 «Детский сад № 19 «Тюльпанчик»
от 05.12.2014г. № 109
Положение о кружковой работе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 19 «Тюльпанчик»
I.ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение, разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребёнка», инструктивного письма Минобразования РФ от 31.01.01 - № 90 (30-16) регулирует и регламентирует контингент воспитанников, посещающих бесплатные кружки, организованные в МКДОУ Детский сад (далее —ДОУ).
1.2. Кружковая работа ДОУ в соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 18.06.03 г. №28-02-484/16 о «Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» должна соответствовать:
- Определенному уровню дошкольного образования;
- Направленности дополнительных образовательных программ;
- Современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом.
1.3. Участниками кружка являются:
- воспитанники ДОУ;
- педагоги ДОУ;
- другие сотрудники ДОУ.
1.4. Руководителем кружка является сотрудник ДОУ, владеющий содержанием работы по данному направлению и обладающий прикладными умениями и навыками.
1.5. Руководителем ДОУ издается приказ о создании кружка и закреплении ответственного за организацию работы.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Цель:
- расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей в определенной деятельности;
- повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
2.2. Задачи:
- Создать условия для развития личности;
- Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
- Способствовать созданию эмоционального благополучия;
- Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
III. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.1. Работа кружка осуществляется на базе ДОУ в соответствии с расписанием занятий.
1.2. Кружковая деятельность не может быть оказана взамен основной образовательной деятельности.
1.3. При проведении кружковой деятельности руководствоваться действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13), требованиями техники безопасности.
1.4. Кружковая деятельность определяется на учебный год (с сентября по май), зависит от запросов детей и их родителей(лиц их заменяющих)
1.5. Кружковая работа проводится 1 раз в неделю; длительность занятий 15 – 20 минут в зависимости от возраста детей; количество детей не должно превышать 12 человек;
1.6. Ответственными за комплектование состава являются руководители кружков.
1.7. Деятельность кружка осуществляется в соответствии с рабочей программой кружковой работы, утвержденным руководителем МКДОУ.
1.8. Режим работы устанавливается ежегодно.
IV. ДОКУМЕНТАЦИЯ
4.1. Для функционирования кружка ведется следующая документация:
- рабочая программа кружка с пояснительной запиской;
- перспективное планирование;
- список участников кружка;
- журнал учёта посещаемости.
- методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, диагностика, конспекты занятий, досугов, презентаций и пр;)
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
5.1. МКДОУ имеет право:
- изучение и распространение положительного опыта кружковой работы;
- внесение корректировок в план работы кружка в зависимости от возникающих проблем,
- интересов и запросов участников;
- предоставление возможности руководителю кружка выступать с опытом работы на
различных мероприятиях ДОУ, города.
5.2. Руководитель кружка имеет право:
- в получении практической помощи в организации работы кружка;
- в выборе форм организации кружковой деятельности.
- взаимодействовать в работе с педагогами и родителями ДОУ
- вносить коррективы в план работы кружка.
5.4. Руководитель кружка обязан:
- Вести документацию о работе кружка;
- Предъявлять отчет о работе кружковой деятельности один раз в год;
5.5. Воспитанники обязаны:
- бережно относиться к оборудованию и пособиям ДОУ;
- понимать и выполнять элементарные правила по технике безопасности в соответствии с возрастом.
VI. КОНТРОЛЬ
6.1. Осуществляется администрацией ДОУ;
6.2. Анализ о дополнительной предметной деятельности осуществляется на итоговом педсовете.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего от 27.02.2014 №6
Положение
о кружковой работе в ДОУ.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет деятельность кружковой работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 50 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» (далее - МБДОУ ДС №50).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.12 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), инструктивно - методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной про граммы и условиям ее реализации, Уставом ДОУ.
1.3. Кружки являются составляющей единого образовательного пространства
ДОУ и создаются для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия.
1.4. Кружковая работа в ДОУ может осуществляться по направлениям:
- физкультурно-оздоровительное,
- познавательно – речевое,
-художественно - эстетическое,
- социально - личностное.
1.5.Направления деятельности кружков, их количество может дополняться
(изменяться) в соответствии с запросом детей и родителей (законных
представителей). Возможно привлечение учреждений дополнительного
образования для расширения образовательного пространства.
1.6. Оплата за оказание дополнительных образовательных услуг производится согласно Положения об оплате труда работников МБДОУ ДС №50.
1.7. Срок действия данного Положения неограничен.
Положение действует до принятия нового.
2.Задачи:
- создать условия для развития личности;
- развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
- способствовать созданию эмоционального благополучия;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
- осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического
здоровья детей.
3. Организация работы
3.1. Формирование кружка является:
- запросом родителей на образовательную услугу по определнному
направлению;
- проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы
педагогами ДОУ;
- наличие специалистов, педагогов ДОУ творчески и углублнно работающих по направлению кружка.
3.2. Основанием для зачисления воспитанников в кружок является:
- рекомендации специалиста (врача, педагога-психолога, социального
педагога и т.д.) о целесообразности проведения дополнительной работы с
ребнком;
- согласие родителей;
- желание ребнка.
3.3. Кружковая работа проводится по желанию педагога в зависимости от
направлений деятельности ДОУ, при этом используется различные формы и виды деятельности.
3.4. Содержание занятий кружка не должно дублировать образовательную программу ДОУ.
3.5. В кружках занимаются дети с 4 до 7 лет, независимо от способностей.
3.6. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность занятий 15 –30 минут в зависимости от возраста детей.
4. Права и обязанности
4.1. Руководитель кружка обязан:
- разрабатывать программу кружка, вести документацию о работе кружка;
-взаимодействовать в работе с педагогами и родителями ДОУ.
4.2. Имеет право:
- осуществлять отбор детей;
- вносить коррективы в план работы кружка.
- рассматривать опыт работы в СМИ.
5. Документация
5.1.Положение о кружковой работе;
5.2.Приказ об организации работы кружка;
5.3. Расписание;
5.4. Перспективный план.
6. Контроль
6.1. Осуществляется администрацией ДОУ.
6.2. Анализ кружкой работы осуществляется на педагогических Советах